Крупнейший питомник
многолетних растений в России

Наш питомник не имеет площадки для розничных продаж на своей территории.
Приобрести посадочный материал питомника “Лесково” в розницу Вы можете у наших клиентов.

Главная страница Публикации Статьи о ландшафтном дизайне

Выставочные сады. Опыт сотрудничества ландшафтных архитекторов с питомниками

24.08.2020

Выставочные сады. Опыт сотрудничества ландшафтных архитекторов с питомниками

Болотова Екатерина, ландшафтный архитектор,
Калашников Денис, ландшафтный архитектор,
Арт-проект «Клюква», г. Москва
http://myklukva.ru/

Нужно ли участвовать в ландшафтных фестивалях и делать авторские сады? Этим вопросом задаются многие, задавали его себе и мы. Первый раз мы решили попробовать наши силы на фестивале садов и цветов Moscow Flower Show – 2015. Нас увлекла идея, что можно сделать сад – такой, как хотели бы мы. В создании выставочной экспозиции архитектор выступает в роли и автора, и заказчика. И это даёт огромную свободу. Можно использовать разные, порой редкие растения, показывать новые сорта многолетних культур и кустарников на пике декоративности. Составлять сложные, даже непредсказуемые сочетания. Для того чтобы сад стал поистине авторским, необходимо тесное сотрудничество с питомниками. Довольно распространённая ситуация, когда даже специалисты незнакомы с полным ассортиментом растений, представленных на рынке.
Участие в таких выставках – хороший шанс познакомить публику, как архитекторов, так и конечных потребителей, с редкими экземплярами растений и показать их в композиции.

Арт-проект «Клюква» в 2015 году на выставке Moscow Flower Show получил серебряную медаль за сад «Кандинский, встреча поверхностей». Общая площадь композиции составила 25 кв. м. Отталкиваясь от картины В.В. Кандинского «Встреча поверхностей», мы решили создать пространство, которое передавало бы идею абстракционизма в целом, но также и соответствовало названию самой картины. Ведь встреча поверхностей с точки зрения ландшафтной архитектуры – это то, с чем мы сталкиваемся повсеместно при создании проектов.

Поскольку абстрактное искусство так или иначе связано с некой геометричностью форм, за основу сада мы взяли прямоугольное патио, окружённое стрижеными живыми изгородями с одной стороны и деревянными конструкциями с другой. Сад наполнили декоративными ширмами из стекла, напоминающими формы, изображенные на картине. С фронтальной части сада ширмы выстраивались в той же последовательности, что и на полотне художника. Таким образом, зритель имел возможность «войти в картину» и посмотреть, что же находится за пересечением поверхностей.

Но основная трудность возникла с растениями. Нужны были органичные, монохромные композиции с минимальным набором растений. Это требовало безусловно высокого качества растений, поскольку они читались не столько большими куртинами, сколько композицией отдельных элементов. К сожалению, в Москве мы не смогли найти партнёров, которые бы предоставили нам необходимые растения, и были вынуждены заказать почти весь перечень в Германии. Подход немецких коллег нас удивил, они с удовольствием отозвались на нашу просьбу и предоставили растения бесплатно. Так как это был наш первый опыт, сотрудники питомника помогли нам выбрать правильный ассортимент. Нам нужны были живые стриженые изгороди, и было решено взять для них Самшит вечнозелёный (Buxus sempervirens). Это растение отлично держит форму и очень устойчиво к условиям выставки. Большое количество посетителей, яркое солнце и недополив – в такой сложной ситуации кустарники должны не просто выжить, а держать свою декоративность в течение 10 дней. Исходя из этих условий были подобраны и злаковые культуры. Как акцентное растение была выбрана Ирга канадская (Amelanchier lamarckii) – красивое фактурное дерево. Сад получился очень современным и графичным. Но нам хотелось использовать российский посадочный материал, поэтому на следующий год мы нашли партнёров из числа отечественных питомников.

Второй наш выставочный сад «25-й кадр Тарковского» получил золотую медаль на Moscow Flower Show в 2016 году. Выставка была посвящена году кино. Мы подумали и поняли, что сходства между киноискусством и ландшафтной архитектурой гораздо больше, чем кажется. Ведь что такое кино? Это постоянная смена кадров и красок. Так же и сад по мере своего развития и смены времён года постоянно меняется, становится не таким, как прежде, но, в отличие от кинофильма, чаще всего не имеет конца и живёт вне времени.

В фильмах Тарковского большое место отведено не только игре актёров и сюжетной линии картины, но и чувственному, порою осязаемому через экран, отображению окружающей героев природы. Течению воды, зелени листвы на деревьях, звуку шелестящей на ветру травы.
При этом все кадры естественны и слегка небрежны, но продуманы до мельчайших подробностей. Таким образом, именно благодаря состоянию природы в фильме мы можем уловить все настроения и переживания героев.
Структура нашего сада была разбита на три «кадра», отделённых друг от друга высокими чёрными арками. Чёрный цвет в данном случае неслучаен. Он придаёт графичности композиции, но, являясь ахроматическим, не природным цветом, не отвлекает на себя внимание от основной композиции.

«Кадры» соединялись пешеходной дорожкой, что давало возможность передвигаться между ними, а изгибы дорожки позволили наполнить сад большим количеством видовых точек, невидимых с самого начала.
Композиция из растений в этом саду была сложная и досконально выверенная. Мы работали с большим ассортиментом травянистых растений и кустарников. Перед нами стояла задача повторить тонкие, почти звенящие природные пейзажи теми растениями, которые доступны в наших питомниках. Конечно, хотелось бы использовать больше видовых растений, природных форм. Такие проекты и совместная работа на строительной площадке помогают сдружиться и наладить хорошие партнёрские отношения между архитекторами и производителями. Питомниководы хорошо понимают запросы своих клиентов, знакомятся с дизайнерами, а потом работают на стенде с конечными потребителями, создают моду на растения в будущем. В выставочных садах интересно представлять новые сорта – необычные растения посетители видят в антураже сада, как камень в драгоценной огранке. Участвуя в выставке Moscow Flower Show – 2016, мы приобрели надёжных поставщиков растений, а этот опыт совместной работы не сравним ни с чем.

В 2017 году нам посчастливилось принять участие в тридцать втором Весеннем фестивале в Малверне (RHS MALVERN SPRING FESTIVAL). К великой нашей радости, мы были не просто зрителями, а полноценными участниками, получив возможность создать там выставочный сад.
Тема сада и площадь были определены организаторами. Фестиваль проходит в потрясающем месте. Малверн – это спа-курорт Викторианской эпохи, самое модное и популярное место отдыха в Англии XIX века.
Тема фестиваля 2017 года – «Переосмысливая спа-курорт» – отражает современный взгляд и подход к традициям этой незабываемой эпохи. Площадь выставочного сада 36 кв. м.
Мы решили попробовать. Нам хотелось сделать современный сад, но придать ему русский оттенок. Всем хорошо известен образ сада в стиле русской усадьбы или живописного деревенского палисадника, но это история, а мы попытались рассуждать на тему современного русского сада. Какой он?
Сейчас очень популярен молекулярный подход. Нам всем хорошо известны принципы молекулярной кухни, мы знаем о молекулярной косметологии, медицина использует этот подход часто. Можем ли мы воспользоваться этим подходом и посмотреть через призму его на сад?

Жизнь сада, зелёного мира, а также и всего существующего на земле, связана с молекулами и их структурой. С одной стороны, такой хрупкой и распадающейся, с другой – являющейся основой всего материального на земле. В рассуждениях на эту тему и появился проект «Молекулярный сад». Основные композиционные элементы сада состоят из множества частей, как и всё окружающее человека состоит из молекул. Каждая часть – законченный уникальный объект, будь то растение или скульптура, но, создавая композицию из множества элементов, мы создаём новое неповторимое вещество.
Согласно концепции, молекулярный сад представляет внутренний дворик спа-зоны в воображаемом отеле. Он предназначен для отдыха гостей после косметических процедур. Замкнутая структура сада даёт возможность насладиться тишиной и природой и при этом не быть увиденными другими гостями. Сад призван успокаивать и расслаблять, создавать ощущение безмятежного отдыха и красоты. Эргономичные авторские кресла выполнены из берёзовой фанеры и повторяют контуры тела человека. Расходящиеся в разные стороны детали кресел, если смотреть на них в профиль, и деревянные рейки на белоснежной стене символизируют лучи солнца, необходимого для получения жизненной энергии.

Интересно было выбирать растения для этого сада. Весна в Англии совсем не такая, как в Москве. К началу выставки что-то уже давно отцвело, а чей-то срок ещё не наступил. И тут нам на помощь пришли коллеги, которые помогли скорректировать ассортимент и найти растения, максимально похожие на те, что мы хотели.
Интересно, что в Англии существуют питомники, специализирующиеся исключительно на производстве растений для выставочных садов. В таком питомнике ландшафтный архитектор может за год до выставки заказать необходимый ассортимент растений и к сроку получить всё необходимое в отличном качестве. Производители посадочного материала считают почётным участвовать в таких выставках. В питомниках Англии выращивают даже видовые растения, не выпущенные в массовое производство, такие как дягиль лекарственный, бутень опьяняющий, василистник водосборолистный, смолёвка, фенхель…

Судейская коллегия отдельно оценивает качество посадочного материала и награждает предприятия-производители.
Благодарим питомники за сотрудничество!

Собственное
производство
полного
цикла
Гарантия
качества
посадочного
материала
товар
сертифицирован
Широкий
ассортимент
Гибкая
система
скидок
для постоянных
клиентов
Крупная
коллекция
гортензий
Подписаться на рассылку
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
Previous
Next